Опыт проведения тематических встреч с носителями языка.

Автор: Терехова Алла Викторовна
Напечатано: Башкортостан — США: международное сотрудничество ученых, педагогов и работноков культуры как фактор повышения качества образования: Материалы международного научно-практического семинара (апрель 2007 г.)/Науч. ред. В. Д. Швайко. — Уфа: Гилем, 2007. — С. 109-110

Основной трудностью для иностранца, пришедшего на встречу с изучающими английский язык, бывает, как правило, выбор темы для беседы, а если она уже есть, то выбрать, что именно по данной теме сообщить. Психологическое состояние гостя можно сравнить с состоянием студента на экзамене, когда от волнения из головы исчезают все мысли. Часто в таких случаях гость ждет каких-то вопросов, заинтересованности. Теперь уже состояние стеснительности и ступора начинается у хозяев, т. к. стеснительность при первом общении с незнакомым человеком осложняется боязнью ударить в грязь лицом из-за неправильно построенной фразы. Как правило, после выжидательной паузы инициативу берет на себя преподаватель, организовавший встречу или самый уверенный в себе слушатель. В этом случае существует риск, что вместо коллективного обсуждения встреча примет характер беседы между только двумя людьми.

Чтобы избежать большинства как упомянутых выше, так и не упомянутых трудностей и неловкостей, я с моими студентами и слушателями попробовала внедрить схему, которая состоит в следующем:

1. В качестве темы для нашей встречи выбирается какое-то культурное событие из жизни той страны, откуда родом наш гость, например, праздник или памятная дата.

2. Вместе со студентами или слушателями мы собираем доступную информацию по выбранной теме и готовим короткое (на 1 час) выступление, которое может состоять из песен, стихов и любых других воплощений словесного жанра, объединенных в театральное действо или концерт.

3. Затем слово предоставляется нашему гостю или гостям.

Эта схема проста и дает неограниченную свободу фантазии. В ее основе лежит психологический фактор априорного знакомства гостей и хозяев, что значительно облегчает дальнейшее общение. Кроме того, предварительный сбор материала и подготовка выступления дает слушателям пищу для размышлений и возбуждает познавательный интерес. Как говорил Фрэнсис Бэкон: «Правильная постановка вопроса свидетельствует о некотором знакомстве с предметом». Для гостей наше выступление может послужить стимулом к каким-то воспоминаниям, сравнениям, возможно, поправкам или дополнениям к собранной нами информации. А главное, как я считаю, это атмосфера доверия и взаимного уважения. Гости и хозяева сменяют друг друга в качестве центров внимания и могут общаться на равных.

Описанная выше схема была успешно использована на двух встречах:

1. Halloween, lets have some fun!

Состоялась: 31 октября 2005 года.

Место: 5 корпус БГПУ

Принимали: студенты 1 курса Американо-Башкирского Интерколледжа.

Гость: John Harrington (USA).

2. Christmas and New Year as national holidays in England and Russia.

Состоялась: 23 декабря 2006 года.

Место: лицей № 60.

Принимали: слушатели бизнес-курса английского языка Американо-Башкирского Интерколледжа.

Гости: Judith Parson and David Parson (UK)