Вы просматриваете: Главная > Психология > Пословицы и русский менталитет. Ошибка Гладуэлла

Пословицы и русский менталитет. Ошибка Гладуэлла

В книге Малколма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры. Почему одним — всё, а другим — ничего?» есть глава, посвященная академии KIPP и американской системе образования в целом.

«Ведутся бесконечные разговоры об уменьшении количества учеников в классах, переработке учебной программы, покупке для каждого ученика блестящего новенького ноутбука и увеличении школьного финансирования. Но всё это подразумевает наличие глубинных проблем в работе самих школ. Однако взгляните на вторую таблицу, где отражены результаты деятельности детей с сентября по июнь. Школа выполняет свои задачи. У детей, отстающих в учебе, есть одна единственная проблема: они недостаточно учатся.»

» В Америке нет проблемы, связанной с отстающими учениками. Зато есть проблема летних каникул — именно эту проблему и вознамерились решить в школах KIPP.»

Через всю книгу красной нитью проходит роль труда в достижении успеха и те счастливые обстоятельства, которые позволяют сделать этот труд содержательным.

Во всей книге Гладуэлла Россия упоминается лишь один раз. Вернее, упоминается не страна, а русский язык, а точнее — одна из его поговорок: «Бог не даст — и земля не родит». Она приводится как типичная для сравнения с китайскими пословицами, самой показательной из которых названа: «Семья человека, который круглый год встаёт до зари, бедствовать не будет». И надо сказать, что тут Гладуэлл допускает одну неточность. Он сравнивает круглое с мягким. В его книге подробно разбирается сущность крестьянского труда по выращиванию риса и показано, как она повлияла на классовые отношения в Южном Китае.

  1. Выращивание риса требует неукоснительного следования технологии.
  2. Трудозатраты не бывают напрасными при соблюдении технологии.
  3. При надлежащем усердии можно снять 2 или 3 урожая в год.
  4. Малейшая халатность погубит весь урожай. Поэтому крестьянин не может быть рабом. Он только платит фиксированное количество риса. От урожая плата не зависит, и все излишки остаются крестьянину.

Для сравнения приводится европейское сельское хозяйство, требующее оставлять землю под паром на длительный срок. Труд крестьянина там может быть рабским, так как не требует такого тщательного следования технологии и гораздо меньше зависит от дополнительных трудозатрат.

На основании лишь одной пословицы Гладуэлл пишет (возможно вслед за Дэвидом Аркушем, на работу которого опирался): «Она [пословица] отражает фатализм и пессимизм, характерные для репрессивной феодальной системы, при которой крестьяне не верили в эффективность собственного труда.» Мягко говоря, поверхностный вывод.

Что ж, давайте сами вспоминать свою народную мудрость и сопоставлять с условиями крестьянского хозяйства в нашем климате. Русские народные пословицы и поговорки*:

Кто рано встаёт — тому Бог даёт.

Встать раньше — шагнуть дальше.

Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай!

Кто не работает, тот не ест.

Какие труды, такие и плоды.

Под лежачий камень и вода не течет.

Без труда не выловить и рыбки из пруда.

Уменье и труд все перетрут.

Дело мастера боится.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Взялся за гуж — не говори, что не дюж.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

Не боги горшки обжигают.

Всякому делу своя пора.

Не начавши — думай, а начавши — делай.

Думай ввечеру, что делать поутру.

Без меры и лапти не сплетешь.

Семь раз отмерь, один — отрежь

Торопливый дважды одно дело делает.

Поспешишь — людей насмешишь.

Тише едешь — дальше будешь.

Кто не ходит, тот и не падает.

Без охоты нет работы.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся

Без отдыха и конь не скачет.

Пока железо в работе, его и ржа не берет.

Так чему учит наша народная мудрость?

  • Рано вставать? — да,
  • совершенствоваться? — да,
  • находить баланс труда и отдыха? — да,
  • быть упорным и не бояться неудач? — тоже, да

И еще немного вдогонку из статьи «Баги и фичи русского менталитета» (неточные цитаты, т.к. немного сгладила лексику) и комментариев к ней:

«… Наконец — алилуйя! — снег сошел, все на перегонки бегут на поля, потому как уже середина мая, а ничего еще не посажено. И дальше все, что до осени идет как в тумане: пахать, сеять, сажать, полоть, пасти, доить, косить, собирать, все на бегу, все как в угаре, спать по 4-6 часов, вставать с петухами, иначе не успеть, а если не успеть, да ещё и неурожай выпадет, то всё пропало, голод и смерть. Серьёзные такие мотиваторы, не пофилонишь.
Так и получается, что все, что европеец делал не спеша за 8 месяцев, наши предки должны были делать за 4 и только после этого уже могли расслабиться и выдохнуть.
И это намертво вошло в наш механизм выживания, «потерпи братка, до осени дотянем, там зима длинная отдохнешь и отоспишься», это со временем превратилось «потерпи мальца война закончится и отдохнём», и в конечном итоге «щас подожди первую ракету запустим тогда то отоспимся и расслабимся». Мы всегда так работали, и все лучшее что у нас было, создано именно таким способом. Мы всегда развивались рывками, и каждый рывок заканчивался либо достижением цели, либо смертью от истощения по ходу дела.»

«… деньги для нас слабый мотиватор. Ну, серьезно, по чесноку, нам не интересно совершать невозможное за деньги. За деньги мы можем убить, украсть, распилить, присвоить, пинать подчиненных, но совершить подвиг — увы.

Нам нужны нематериальные мотиваторы, это надо признать, за честь страны — да, за благо народа — да, за кучу денег — да ну его.»

kroshka_cat 2013-03-25 11:29 pm (UTC)

«в этот список фич, приобретенных благодаря окружающей среде, стоит также вписать стойкость русских. Достаточно суровые природные условия не поощряют в народе привычки сдаваться по первому чиху — выживают только самые упертые. Поэтому русские — упертые. Кроме того, русские не имеют привычки выживать в одиночку — это в наших условиях совершенно невозможно; поэтому русский будет погибать и будет продолжать сопротивляться — так как он вполне уверен, что его действия идут на пользу выживания остальным.Отсюда эти все страшные атаки мертвецов.»

furyz 2013-04-19 07:38 pm (UTC)

«по поводу вышеупомянутого коллективизма — он у русских тоже особенный. ИМХО если западный климат позволял самостоятельному упорному трудяге прокормить себя всегда, а восточная рисовая культура позволяла прожить только в коллективе, то наша зона рискованного земледелия приводила к тому, что самостоятельный труд мог в какие-то годы кормиться каждому условно самостоятельно (в пределах своего хозяйства), а в какие-то годы везло только особо удачливым (кто не стал сажать до повторных заморозков или наоборот успел управиться до прихода холодов начав собирать не совсем зрелые плоды и т. д.) причем удача не зависела от реального трудолюбия и навыков человека, сегодня могло повезти тебе, а завтра соседу, поэтому с одной стороны у нас нет представления о том, что во всех неудачах человек виноват сам и мы готовы помочь попавшим в трудную минуту, готовы делиться с другими, а с другой стороны, у нас достаточно самостоятельности и смекалки по сравнению с восточными товарищами, которые привыкли, что надо быть как все, нельзя выделяться, иначе все нарушится и результата не будет. у нас такие чудаки, которые нарушали приметы, могли в итоге оказаться тем самым, кому повезло больше всех, мы и юродивых своих никогда не трогали, так что в нашей культуре суровая смесь коллективизма с индивидуализмом не понятная ни западу, ни востоку.»
chudovis4e 2013-04-20 08:58 am (UTC)
«Ещё из этой непредсказуемости результата происходит полагание на «авось» и смирение перед неудачами.»

*Часть взята с интернет-ресурсов, а часть из памяти.

http://aphorism-list.com/poslovica.php?page=trud1&tkposlovica=trud

http://posloviz.ru/category/trud/page7.html

http://flaminguru.narod.ru/posltrude.htm

http://www.prosv.ru/ebooks/lib/2_Poslovici/4.html

Метки: , , ,


Оставить отзыв